САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Vizantiy - Пресс-центр студентов ЯГПУ

Vizantiy

Автор блога: Viktoriy Mironova
Первая мировая война
0
Моё восприятие Первой мировой войны

И мне с годами думается чаще:
Война – не только испытание власти,
Война – не только мировой пожар,
В ней что не выстрел, то удар по счастью
И по любви безжалостный удар…
А.Иванов «Берегите любовь»


«Не о нынешней войне хочу я говорить, а о всякой войне. Что являет собою война? Как философски осмыслить войну? При поверхностном взгляде война есть передвижение и столкновение материальных масс, физическое насилие, убийство, калечение, действия чудовищных механических орудий. Кажется, что война есть исключительное погружение в материю и не имеет никакого отношения к духу» (Н. Бердяев).

Во все времена своего существования люди постоянно воевали между собой, а после искали причины своим жестокостям друг к другу, находили объяснения в экономических, социальных, территориальных, политических, национальных, религиозных и др. целях, оправдывая «внешние» причины войн и в то же время недоумевая, поражаясь, печалясь трагическим последствиям кровавых конфликтов, надеясь впоследствии избегать и не допускать этого «явления жизни человечества». 20 век – век сложный, страшный, «воинственный», «кровавый», жестокий для всех народов, и особенно, на мой взгляд, для России. 20 век – это век двух Мировых войн, именно Мировых, когда воевали друг с другом народы, «расы», когда в одном сражении «сходились» миллионы людей. Если посмотреть на страны-участницы двух мировых войн, то можно «увидеть», что воевали, несли потери, отстаивали свои интересы, защищались одни и те же народы, и даже противоборствующими сторонами, противниками, врагами и союзниками были одни и те же государства. Первая мировая война и Вторая мировая война связаны, одна «вытекает» из другой, это как бы два звена, составляющие одну «цепь» - «цепь вражды человечества». Современники военных событий и дальнейшие историки, исследователи мировых войн находили свою причину, объясняли каждый по-своему возникновение Первой и Второй мировых войн.

Первую мировую войну называют империалистической войной. В ней столкнулись империи, создававшиеся на протяжении 19 века, развивавшиеся, увеличивающие свою экономическую, политическую мощь, свои территориальные размеры в мировом пространстве, с возрастающим желанием стремившиеся усилить свое мировое влияние, свою власть, своё богатство. В войне столкнулись империи, которые желали и стремились отстоять каждая свои экономические, территориальные, политические интересы. В войне столкнулись государства, пытавшиеся отстоять свои национальные интересы. Первая мировая война не была войной, возникшей по причинам, образовавшимся на период начала 20 века. Первая мировая война – явление «длительное», вызванное процессами прошедших веков, это следствие человеческой жизни в прошлых исторических периодах. Первая мировая война – это следствие изменения мировоззренческих позиций наций, когда появились идеи превосходства одного народа перед другим в мировом процессе, когда люди «взбрели себе в головы», что могут уничтожать целые нации, созданные Богом, из-за того, что они «низшие существа», не имеющие права на существован6ие вместе с «избранными» народами.

Все это Первая мировая война, результаты которой были таковы, что вызвали «свое продолжение» - Вторую мировую войну. Если постараться посмотреть на все процессы, события человеческой жизни с религиозной, с «космической вершины», то тогда все эти объяснения войн, как считал Н. Бердяев, окажутся внешней оболочкой более глубокого, духовного понимания человеческой жизни. Человек живет «не один», после смерти есть другая, «вечная» жизнь, «иное» продолжение жизни человека. И тогда все, что человек делает на земле, нельзя объяснять только «материально», оправдывая этим «убийства». Что такое тогда война – «мировой пожар», вражда человека к человеку. Это грех. Почему? Потому что мы убиваем того, кого не «создавали», лишаем богоданным права жить. Почему убиваем, потому что что-то «внутри» происходит «не так», происходит отстранение от «истины». Война – наказание за мысли и действия человека к человеку, прохождение ее есть искупление вины. Во время войны человек осознает свою жестокость и стремится только к миру, спокойствию, тишине, счастью. Первая мировая война – наказание за бесчеловечность, враждебность, эгоизм. Только через страдания, лишения мы осознаем свои грехи. «Война не создала зла, она лишь выявила зло. Все современное человечество жило ненавистью и враждой. Бывают болезни, которые сопровождаются сыпью на лице. Сыпь это есть лишь знак внутренней болезни. Нужно самую внутреннюю болезнь лечить. Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. Материальные насилия и ужасы войны лишь сыпь на теле человечеств. Но весь ужас жизни изживается христианином, как крест и искупление вины. Война есть вина, но она также есть и искупление вины. Мы все виноваты в войне, все ответственны за неё и не можем уйти от круговой поруки» (Н. Бердяев). Сейчас для меня эти слова Н.Бердяева являются наиболее верными.
Семинар 9
0
Семинар 9

Быт петербургских рабочих

Отрывок из воспоминания А.С. Шапалова (1871 – 1942) – рабочего-металлиста, члена петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» с 1895 г. Этот человек в своих воспоминаниях описывает, характеризует, критикует ту реальность рабочих людей 80-ых годов, в которой они вынуждены были быть, и которая, на основе личного опыта А.С. Шапалова, развращала, уничижала быт, да и саму личность человека. В 13 лет, пишет Шапалов А.С., пришел он работать в железнодорожную мастерскую в Петербурге. На тяжелую, трудную работу могли принимать уже с юных лет, и работали они на равнее со взрослыми. Этого человека, рабочего сразу привел в ужас, негодование, хотя он со многим уже столкнулся, многое испытал плохого, как он сам пишет, тот образ жизни, который вели рабочие, ему захотелось сразу «сбежать» оттуда. 13-летнего мальчика приняли на работу в качестве слесарного ученика, который вынужден был «бегать на побегушках», исполнять личные поручения взрослых рабочих, а не учиться у них ремесленному делу. Шапалов пишет, что его положение было еще более приемлемым, так как встречалось и так, что ученики вообще не получали жалования и подвергались избиению. Постоянно находясь в атмосфере пьянства, ругани, оскорблений и т.д. и т.д. А. С. Шапалов, как сам пишет, постепенно становился таким, какие были те огрубелые рабочие, которые все свое свободное время пили, дрались, играли в кулацкие бои, и опять пили, А.С. Шаталов, как сам отмечает, чувствовал, что стал разучатся думать, читать, писать. А.С. Шаталов пишет, что рабочие работали почти 15 часов в сутки, могли работать и по воскресеньям, и по праздникам. А когда удавалось свободное время, то рабочим ничего не оставалось, как расслабляться, забываться, веселиться с помощью спиртного. Временные рабочие, приезжавшие в столицу, чтобы заработать немного, и потом возвратиться обратно в свою деревню работать на земле, жили в грязных казармах. Среди рабочих была своя аристократия, которая жила лучше, быт у неё был более разнообразней, чем у простых рабочих – это слесари, машинисты, помощники машинистов. Рабочие не имели поддержки и защиты, не ждали ни от кого помощи, ни от государства, ни от мастеровых, ни от сослуживцев. Каждый жил только за себя, для себя. Если была возможность своровать, то не упускали случая и воровали и чиновники, и мастеровые, и рабочие. Правилом было стащить, что-нибудь у такого же товарища, как пишет А.С. Шапалов. Он считает, что то, как вынуждены были жить и работать русские люди, в нищете, хамстве, грабеже друг у друга, приводило к постепенной гибели русского человека, как физической, так и духовной, умственной. Этому вина только политика глухого и слепого правительства, по мнению А.С Шапалова.

Историческая справка о П.Б. Струве

Струве П.Б. – публицист» экономист, философ, историк, главный представитель легального марксизма и его теоретик, сын пермского губернатора, внук астронома В.Я. Струве; родился в 1870 г. Вскоре по окончанию курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета выпустил книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894 г.), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с середины 1890-ых годов господствовала в молодых кругах русской журналистики. В этих «Заметках» Струве, объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма «социальному мировоззрению», имеющему два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории; 2) непосредственное убеждение в специфичном национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах. «Идеалы создаются действительностью, а не действительность идеалами» - говорил П.Б. Струве. Нравственность, право, общественные формы являются надстройкой над экономической базой. Сводя исторический процесс к смене экономических формаций и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, Струве утверждал, что эту фазу должна пережить и Россия, что «отделение обрабатывающей промышленности и от земледелия ( а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого является неотвратимое обезземеливание части крестьянства и разложение общинного земледелия. Отвергая вообще личные идеалы, сводя личные идеалы, сводя значение личности к роли наблюдателя. Струве закончил свои «Заметки» призывом: «Признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». Струве отличался нервным исканием истины. Отвергал фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в «социальных противоречиях» движущую силу общественных преобразований. Признал необходимость создания положительного миросозерцания на новых, более широких основах. Был редактором (1897 г.) «Нового слова» вместе с М.И. Туганом-Барановским, в котором вел внутреннее обозрение. В 1899 г. – редактор журнала «Начало», писал в «Мире Божьем» (статья «Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в 19 в.»), в «Жизни» (статья «К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии» и др.). В 1902 г. вышла его книга «На разные темы» - сборник его статей за все предыдущие годы. К концу своих социальных, политических исканий пришел к политическому радикализму, демократизму. Ставил задачу - борьбы с режимом политического самодержавия. В 1902 г. эмигрировал за границу и основал журнал «Освобождение», издававшийся сперва в Штутгарде, потом в Париже. Поначалу журнал был умеренным, организован был при помощи прогрессивно настроенных земцев, затем журнал стал революционным. Играл деятельную роль в Союзе Освобождения, отстаивал борьбу с правыми. Получил амнистию 21 октября 1905 г., что дало ему возможность возвращения на родину, в Петербург, куда он и перенес свою публицистическую деятельность. Принял участие в организации конституционно-демократической партии, с декабря 1905 по март 1906 г. – редактор журнала «Полярная Звезда», весна-лето 1906 г. редактировал ежедневную вечернюю газету «Дума» (вел борьбу столько же налево, сколько направо). Подчеркивал антипатию к республике и поддерживал монархизм конституционно-демократической партии. Был выбран от Петербурга во вторую Государственную Думу. Выступал в печати по вопросам политэкономии, этики, социалогии. Истории, философии. Был противником революционного марксизма, в особенности об учении социалистической революции и диктатуры пролетариата. Оппозиционно настроен по отношению к самодержавию, требуя политических свобод. Стремился к либерализму, пытался приспособить марксизм к либеральному течению. В 1906-1917 гг. преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте. С 1917 — академик по политэкономии и статистике; исключен из АН в 1928 г. Враждебно встретил революцию 1917 г. В годы Гражданской войны сотрудничал с белогвардейцами. Входил в состав «Особого совещания» при А.И. Деникине. Был министром в правительстве П. Н. Врангеля. После разгрома российской контреволюции эмигрировал. Редактировал журнал «Русская мысль» (Прага), газету «Возрождение» (Париж) и др. эмигрантские издания правокадетского направления. В 20-30-ые гг. был признанным духовным вождем крайне правых интеллигентских кругов русской эмиграции. Преподавал в Пражском и Белградском университетах. Много занимался историей русской общественной мысли (статьи о Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском. А.С. Пушкине и др.). Умер в Париже.