САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

О МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Пресс-центр студентов ЯГПУ

О МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

16 ноября 2010 - adminise adminise
article273.jpg

Основная цель современной российской школы - качественная подготовка в ВУЗ. Но школа плохо готовит молодых людей в ВУЗ. ЕГЭ это подтвердил. На вопрос: "Какие уроки вы сами вынесли из единого госэкзамена в этом году?" - А.А. Фурсенко - министр образования и науки РФ - ответил: "Мы достигли главного: получили полную картину того, что происходит с образованием в России. И картина эта не очень радостная: уровень образования сегодня, к сожалению, очень низкий".10
 
Иначе и быть не должно при усредненном, формальном, информационном характере среднего образования. Что касается профессиональной подготовки, то она в средней школе вообще нулевая. Современные ВУЗы оказались в более сложном положении, чем советские высшие учебные заведения. Выпускники средней полной общей школы, минуя начальное и среднее профессиональное образование, идут в ВУЗы, чтобы получать высшее профессиональное образование. Юноша с полным отсутствием какого-либо начального профессионального образования начинает осваивать высшую ступень профессионального образования. Реально ли получить хорошего специалиста в этих условиях?

О МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кабанов Александр Тимофеевич
кандидат исторических наук
Ректор НВОУ "Институт современной экономики"

 
Это не только российская проблема. По мере развития общества (а это процесс глобальный и непрерывный) происходит и совершенствование образования. Но каждой конкретной стране он имеет конкретные цели. На Западе во второй пол вине XX века даже заговорили о глобальном кризисе образования, когда зафиксировали три простых факта:
  1. учащиеся и студенты все меньше знают;
  2. все хуже владеют полученными знаниями на практике;
  3. все чаще пасуют, когда оказываются в нестандартной ситуации, сталкиваются с нетривиальными задачами"6
Повышение требования к образованию происходит с осознанием того, что с середины XX века началось резкое возрастание роли человеческого капитала, интеллектуального фактора в развитии стран и регионов. Произошло объективное усиление знаний в хозяйственной деятельности, повышение влияния знаний и уменьшение производительность труда.
 
Мировой экономический кризис обострил проблему. Из кризиса страны должна выйти и, безусловно, выйдут, модернизированными, готовыми к жесткой конкуренции на условиях после кризисного мира. Переход к инновационной модели экономики стал неизбежным для всех, кто хочет выжить. По подсчетам специалистов, но 70-80 процентов это зависит от качества человеческого капитала.
 
Принимая во внимание тот факт, что качество человеческого капитала России и до глобального экономического кризиса было ниже США и Европы, перед нашим образованием стоят грандиозные задачи. От глубины, качества модернизации нашего образования в значительной степени зависит выполнение принципов и планов политической, социально-экономической модернизации и технологического обновления всей производственной сферы, изложенных Президентом Д.Медведевым в статье "Россия вперед" и в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года.
 
Поспешный переход от административно-командной к рыночной экономической системе, к новым принципам государственного управления породил новые, дополнительные для России проблемы.
Вот несколько новых факторов, непосредственно касающихся образования и воспитания молодежи.
 
1) Коренное изменение (в негативном плане) произошло в отношении к труду и образованию за последние 20-30 лет. По данным общероссийским и региональным исследованиям не более 5% выпускников средних школ изъявляют желание идти работать. Для примера в Англии абсолютное большинство школьников хотят работать в различных сферах товаров и услуг. Ощущается острая нехватка квалифицированных и научных кадров. Человеческий фактор все чаще становится причиной аварий и катастроф. Россия серьезно отстает от подготовки "лауреатов Нобелевской премии".
 
2) Всё возрастающая акселерация молодого поколения (ускоренное физиологическое развитие) с неизбежностью ставит вопрос о более ранней трудовой деятельности. Сроки и содержание обучения в средней школе препятствуют этому, т.е. задерживают профессиональное развитие молодых.
Растёт преступность молодёжи, не занятой общественно-полезным трудом. Криминальная деятельность для неё как средство самореализации.
 
3) В России обострилась демографическая ситуация. Молодые поздно создают семьи и поздно заводят первого ребёнка, редко думают о втором, третьем. Часто откладывают создание семьи до окончания вуза и даже до окончания второго, третьего высшего образования. И дело тут не только в материальном положении. Чем благополучнее семья с точки зрения уровня жизни, тем позже и реже заводят детей.
 
4) Состояние работающего и неработающего населения страны в сторону последних.
 
5) Снизилось качество высшего образования в основном потому, что выпускников школ с нулевой профподготовкой трудно довести до хорошего высшего профессионального образования.
Решение перечисленных проблем целесообразно начинать в семье и школе. Остановимся на этом подробнее.
 
Справедливости ради отметим, что за последние двадцать лет российская средняя школа значительно продвинулась в своём развитии: она стала демократичнее, исчезла излишняя идеологизированность, в содержание обучения вошёл ряд предметов, отвечающих требованиям времени. Серьёзное положительное влияние на среднюю школу оказывают Национальные Программы. Одиннадцатилетнее образование стало обязательным, повысилась зарплата руководителей и учителей школ. Произошла компьютеризация школ, каждая из них подключена к Интернету. Однако серьёзной модернизации нет. Создаётся впечатление, что изменения в образовании идут вне связи с потребностями общества.
 
Россияне живут в новой социально-экономической системе, предъявляющей все более высокие требования к человеческому капиталу. Однако в настоящее время явно снижена требовательность гражданина к самому себе. Нужны срочные меры по изменению ситуации, для чего необходимо максимально использовать накопленный российский и зарубежный опыт. Тут не обойтись без экскурсии в нашу историю.
 
В советское время на первом месте была трудовая деятельность молодежи. Образование было призвано обеспечивать грамотное, квалифицированное отношение к труду. Сама молодежь стремилась быстрее получить профессию, стать самостоятельной, обзавестись семьей. Из общего числа обучающихся в системе среднего образования 85 % составляли учащиеся начального профессионального и среднего профессионального образования, которые учились и трудились. Особое внимание уделялось обучению без отрыва от служебной, производственной деятельности.
 
В Советском Союзе, помимо дневных средних школ, работали вечерние и сменные школы рабочей молодежи и даже школы плавсостава. Лично мне, как первому помощнику капитана дальневосточного морского пароходства, приходилось организовывать школу на судне. По договоренности с отделом народного образования г. Владивостока командному составу, имеющему высшее образование, разрешалось проводить занятия по программе средней школы с личным составом (матросами, кочегарами и т.д.). За время длительного рейса моряки-школьники могли закончить без отрыва от основной деятельности тот или иной класс. Можно сказать, что в Советском Союзе население практически повсеместно совмещало учебу и труд, что положительно сказывалось на качестве образования и труда. Успехи в космосе СССР в 50-60 годы достигнуты, благодаря этому фактору.
 
Постепенно, в Советском Союзе, а затем и в России, психология труда и образования стала меняться: произошел явный перевес в сторону образования. Этот процесс ускорился в период демократических преобразований. В настоящее время большая часть молодежи учится, но не участвует в общественно-полезной деятельности и производительном труде.
 
Отрицательное отношение к труду имеет серьезные негативные социальные последствия. Теория развития личности утверждает, а практика подтверждает, что развитие имеет деятельностный характер. И если подростки не имеют возможности проявить себя в полезной деятельности, то они реализуют свои силы в другой, часто девиантной форме, основными видами которой являются преступность, алкоголизм и наркомания. Не секрет, что в России с каждым годом растет подростковая преступность.
 
Для определения необходимых мер по изменению ситуации, целесообразно проанализировать причины, приведшие к такому положению.
 
Первая причина - новая семейная психология. Чрезмерные трудовые нагрузки в 30-60 годы прошлого столетия породили естественное стремление советских людей отдохнуть. Родители, особенно матери, говорили: "Пусть наши дети живут лучше!" Менялась психология воспитания, вытеснялись традиции, стал забываться основной народный принцип: воспитание нужно начинать, когда ребенок еще лежит "поперек лавки". Чрезмерная опека детей, отстранение их от домашних дел и даже подготовка за них школьных заданий стало нормой.
 
Вторая и, на мой взгляд, основная причина заключается в содержании школьного образования. Обучение в российской средней школе носит широкий информационный и, в то же время, поверхностный характер.
 
Создается впечатление, что подрастающее поколение готовится к решению кроссвордов. Абсурдность такого подхода очевидна, как очевидна и малоэффективность затраченных средств на образование.
 
Современная общая полная средняя школа ограничивает развитие личности подрастающего поколения, т.к. почти исключает из воспитания практическую и созидательную составляющую. В итоге не получают должного развития такие качества, как сила воли, любознательность, креативность мышления. Только практика ставит конкретные задачи, решение которых предполагает напряжение ума и воли.
 
Общеинформационный характер образования в средней школе резко снижает интерес к обучению, воспитывает формальный подход к процессу получения знаний как со стороны учителей, так и со стороны учеников. И, как следствие, - стремление "спихнуть" предметы по шпаргалкам, а в ряде случаев и сдать экзамен за деньги.
 
Оторванное от жизни обучение в значительной степени оказывается не только малополезным, но и отрицательно влияет на психологию школьников. Те, кто оканчивает общую (полную) среднюю школу, оказываются не готовыми к реальной жизни, профессиональному образованию и труду. Так они хотят жить и дальше, стремясь поступить в высшее учебное заведение все равно, какого профиля. В ПТУ, техникум идти менее престижно - оттуда короче путь к неизбежной, но нежелательной практической деятельности. Типичную картину наблюдаю более 10 лет: бывшие школьники приходят в приемную комиссию ВУЗа с родителями и долго выбирают направление обучения: Школьники чаще молчат - выбор делают родители.
 
Школа формирует инфантилизм, характерной чертой которого является затяжная детскость, что сказывается в неумении и нежелании самостоятельно мыслить. В 2009 году впервые в ВУЗы страны произведен набор на основе ЕГЭ. Процесс набора ярко высветил отсутствие профессиональной ориентации у многих выпускников средней школы. "Треть наших абитуриентов подали документы сразу на все 38 специальностей, имея в базе ЕГЭ по пяти предметам", - говорит начальник управления Уральского экономического университета Ирина Мартьянова.
 
А Виктор Блажеев, ректор Московской государственной юридической академии, замечает: "К сожалению, среди наших абитуриентов есть те, кто отнес документы еще в 10-15 вузов, в том числе технические"4.
 
Приемная комиссия Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) завалена заявлениями от абитуриентов без указания специальности, на которую они хотят поступать, и не с теми результатами ЕГЭ, которые нужны. Кто-то не смог даже правильно написать название ВУЗа. "Ребятам все равно, где учиться", - комментирует секретарь приемной комиссии МЭСИ Елена Завражная.5
 
"Ажиотаж абсурдный - дети просто не знают, куда идти - считает проректор строительного университета Владимир Григораш. - Ведь когда человек подает заявления на гуманитарный и на ветеринарный факультет, это значит, что ему безразлично, какую профессию он приобретает"5.
 
У многих школа выработала нежелание учиться и почти всех отвратила от труда. Ориентация средней школы только на поступление в ВУЗ привела к значительным психологическим изменениям среди подростков и их родителей, в результате чего сформировалось негативное отношение к начальному и среднему профессиональному образованию.
 
Большинство россиян считают обучение в профтехучилищах унизительным. Как показал опрос, проведенный ВЦИОМом в июне 2007 года, так думают 75 процентов жителей больших городов и 76 процентов людей в возрасте от 18 до 35 лет по всей России. Каждый второй россиянин считает, что училище - "удел подростков, которым не хватает знаний и способностей для поступления в ВУЗ"14.
 
За этим стоит не только желание попасть в ВУЗ, но и нежелание работать. В старой доброй Англии, оказывается, подавляющее большинство школьных выпускников предпочитают поступлению в университет работу в сфере услуг, это считается нормой даже для профессорских детей. В России иная житейская психология подростков.
 
В 2005 Уральским институтом экономики, управления и права было проведено социологическое исследование. В результате многоступенчатой квотной выборки были опрошены старшеклассники в следующих городах: Асбесте, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Кургане, Лесном, Нижнем Тагиле, Полевском, Златоусте. Социологический опрос проводился в средних школах, расположенных в разных административных районах. Опрашивались как учащиеся гимназий, лицеев, так и обычных общеобразовательных школ. Объем выборочной совокупности составляет 1692 человека.
 
Для выявления профессиональных ориентиров старшеклассникам городов по месту расположения филиалов и представительств института была предложена социологическая анкета. В анкете задавались вопросы о выборе будущей профессии, предпочитаемых формах обучения и специальностях. В результате анкетирования были получены следующие результаты о профессиональных предпочтениях учащихся. В Нижнем Тагиле, согласно данным опроса, 78% учащихся собираются поступать в ВУЗ, а каждый десятый респондент (11%) - в техникум. Получение рабочей специальности в ПТУ актуально лишь для 1,5% опрошенных. Около 2% собираются после окончания школы начать работать. Аналогичная картина наблюдается и в других городах.3
 
Современное содержание обучения в общей средней школе чревато серьезными проблемами общенационального характера, признаки которых уже проявляются. Что делать 16-летним подросткам, окончившим среднюю школу, и 18-летним гражданам страны, окончившим полную общую среднюю школу, но не поступившим в ВУЗ? И те, и другие не имеют знаний и навыков даже начального профессионального труда!
 
Отлучение от профессионального образования и труда молодежи до 18-19 лет - большая социально-экономическая потеря для общества. Прежде всего сужается рынок труда, а затем происходит потеря интереса к труду, равносильная потере интереса к полезной личной и общественно-значимой деятельности.
 
Школа не учитывает психологии развития подростка. Развитие, как уже отмечалось, носит деятельный характер, а ребенка заставляют более десяти лет учиться и учиться, безотносительно того, что происходит в его семье, городе, стране, мире. Детей столь далекая перспектива не устраивает, они ищут и требуют повседневной связи с обществом. Ребенок, подросток не могут замкнуто существовать в пределах школы - одиннадцать лет жить только в одной позиции ученика. При этом родители и педагоги убеждены, что основой жизни и деятельности ребенка является обучение в школе, но для самих учеников - если это и жизнь, то отнюдь не во все своей полноте.15
 
Итак, основная цель современной российской школы - качественная подготовка в ВУЗ. Эта цель подчеркивается, усиливается с введением Единого государственного экзамена. Но насколько достижима поставленная цель? На мой взгляд, школа плохо готовит молодых людей в ВУЗ. ЕГЭ это подтвердил. На вопрос: "Какие уроки вы сами вынесли из единого госэкзамена в этом году?" - А.А. Фурсенко - министр образования и науки РФ - ответил: "Мы достигли главного: получили полную картину того, что происходит с образованием в России. И картина эта не очень радостная: уровень образования сегодня, к сожалению, очень низкий".10
 
Иначе и быть не должно при усредненном, формальном, информационном характере среднего образования. Что касается профессиональной подготовки, то она в средней школе вообще нулевая. Современные ВУЗы оказались в более сложном положении, чем советские высшие учебные заведения. Выпускники средней полной общей школы, минуя начальное и среднее профессиональное образование, идут в ВУЗы, чтобы получать высшее профессиональное образование. Юноша с полным отсутствием какого-либо начального профессионального образования начинает осваивать высшую ступень профессионального образования. Реально ли получить хорошего специалиста в этих условиях?
 
Нормативный срок обучения пять лет. Два, три года уходят на предметы, имеющие отдаленное отношение к специальности. Положение еще более обострится с введением двухуровнего высшего профессионального образования. Молодые люди с нулевыми профессиональными знаниями будут осваивать только те подходы к профессиональному образованию, каковыми являются стандарты направлений, т.е. бакалавриат.
 
Введение бакалавриата породило острую дискуссию в обществе. Так, например, мэр Москвы Юрий Лужков высказал следующую точку зрения: "...если бы я, например, работал генеральным директором фирмы, то не знаю, какое бы место нашел для бакалавра. Кто это такие - недоучки и недотепы! Им нет места в реальном секторе экономики"11.
 
Понять Ю.М.Лужкова не трудно. Школа не дала даже начальных профессиональных знаний и навыков, ВУЗ стал учить еще более широко и общо. В пользу широкой "академической" подготовки приводятся сомнительные аргументы. Один из таких доводов опубликовала на страницах "Вузовского вестника" Нелли Розана, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ. Она пишет: "В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить "узких" специалистов в стенах ВУЗа, начиная с первого курса в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда"14.
 
Таким образом, специальная профессиональная подготовка отодвигается до магистратуры или передается производителям. Ошибочное мнение! Да, знания и опыт быстро обновляются, объем их увеличивается не только по горизонтали, но, главным образом, по вертикали. Поэтому более перспективна длительная подготовка специалиста по узкому профилю. В системе обучения требуется не увеличение общей информации, а внедрение практических методов использования знаний. Именно это жизненно важно для конкретного человека и общества в целом, и именно этого не хватает российской школе и ВУЗу1.
 
Как ни парадоксально, "широкий общеобразовательный подход" в обучении присутствует и в системе начального и среднего профессионального образования. По российским стандартам, до 40% учебных программ ПТУ приходится на общеобразовательные предметы, на Западе - до 2-х процентов. Студенты наших колледжей вместо тонкостей будущей специальности изучают астрономию, биологию и т.д.
 
В России срывается процесс воспроизводства полноценных трудовых резервов. ВУЗы получают студентов с недостаточной подготовкой для освоения программ высшего профессионального образования, поэтому выпускают неполноценных специалистов. Этим в значительной степени объясняется отставание России от США и Европы по производительности труда, и "по производству лауреатов Нобелевской премии".
 
Процессы, происходящие в среднем и высшем образовании, волнуют россиян не в меньшей, а, пожалуй, в большей степени, чем финансово-экономический кризис. На страницах газет и журналов, по радио и телевидению идет серьезная дискуссия об успехах и проблемах в сфере образования, об этом говорят и в каждой семье. Но мнения "низов и верхов" резко разнятся. Это тот случай, когда "верхи" не слушают голоса широких масс.
 
С давних времен в СССР, а теперь и в России идет диалог взаимоисключающих точек зрения по проблемам содержания и целей образования. Носители одной точки зрения под качественным образованием понимают широкое теоретическое образование в стенах учебного заведения. Практические же навыки студент должен получать после ВУЗа, в процессе трудовой деятельности.
 
В советское время некоторые ВУЗы пытались выдавать дипломы не сразу по окончанию ВУЗа, а после года трудовой практики студента по специальности. Кстати, и сейчас есть подобные факты в среднем специальном образовании.
 
Другой взгляд на образование предполагает подчинение процесса обучения углубленному познанию теории по направлению будущей трудовой деятельности студента с одновременным изучением передовой практики и приобретением профессиональных навыков.
 
К сожалению, в современной России преобладает первый подход как в средней, так и в высшей школе. И как следствие - обязательная многопредметность, далеко выходящая за рамки разумного. Если учесть, что время обучения как в школе, так и в ВУЗе строго ограничено, то предпочтение общетеоретическому знанию идет за счет уменьшения практического как по набору предметов, так и по методике обучения.
 
Наша средняя и высшая школы стремятся дать как можно больше информации, не заботясь о применении знаний. Общеизвестный, научно-доказанный факт, что знания без многократного применения быстро забываются. Потраченное время на заучивание без процесса практического применения знаний в значительной степени бесполезно. Дети интуитивно чувствуют формальный подход к их образованию, поэтому у них вырабатывается пассивное, поверхностное отношение к обучению.
 
Почему же теоретизирование и схоластика победили в Российской школе?
Позволю высказать свое мнение по существу проблемы, опираясь на личный опыт (более 40 лет) работы в различных сферах отечественного образования.
 
Конечно, на каждом этапе развития России существуют свои подходы к содержанию и качеству образования. При этом надо иметь в виду, что последнее во многом зависит от национальных традиций и исторического опыта той или иной страны. Известно, что в средние века образование было доступно тем слоям общества, которые не принимали участия в производительном труде, поэтому оно было общим, схоластическим, не имеющим никакого отношения к труду. Россия была одной из первых стран, которая совершила прорыв в образовании. При Петре I, его указом 1701 года в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге были созданы так называемые навигацкие школы, основным назначением которых была подготовка к труду, связанному с деятельностью флота.
 
Практическая направленность массового образования в России началась с установлением Советской власти. Главным лозунгом было становление трудовой политехнической школы. Практическая ориентация школы шла не только по приказу сверху, но и под давлением тружеников города и деревни, которые, естественно, хотели получать от школы помощь в профессиональной деятельности. Из мемуарной литературы того периода мне запомнилось высказывание крестьянина о том, что " школа у нас плоха. Сынишка второй год бегает в школу, а пользы я от этого в хозяйстве не вижу".
 
Психология труженика понятна: это были первые после гражданской войны годы. Сельское хозяйство еще было единоличным, то есть частным. Образование вне связи с трудом, с улучшением повседневной деятельности не мыслилось. Таким образом, психологию образования и труда в значительной степени объединял фактор полезности.
 
Конечно, после революции, в начальный и последующий периоды советской действительности, когда все население страны напряженно трудилось на полях и фабриках, основной задачей правительства являлась помощь в приобретении общей грамотности. В настоящее время молодежь до 18 лет и даже до 22 лет не принимает участия в производительном труде. Неправильно и даже преступно строить методологию образования без учета этой ситуации! В частности, совсем далеко от научного подхода утверждение, что, подражая западным примерам, современное образование в России утратило свою фундаментальность. Если бы мы подражали западным примерам, то мы бы, прежде всего, стремились через систему образования прививать детям и юношам способность творчески мыслить и эффективно трудиться.
 
В США свободный выбор дисциплин - это и есть ранний выбор профессии. V нас такое желание подавляется. Русские люди, оказавшись в США, боятся американских школ потому, что те побуждают рано задумываться о профессии. Американские дети быстрее взрослеют, из них получается больше талантливых изобретателей и управленцев. На западе живут и учатся по-другому. Молодежь рано начинает планировать свою жизнь, соответственно среднее образование включает в себя и обучение ремеслам. Еще один интересный факт из-за рубежа: в Австралии в число обязательных экзаменов по окончанию школы включен экзамен по английскому языку и по одному из таких предметов, как бухгалтерский учет или агрономия.
 
В России же к эффективному труду не готовит ни средняя, ни высшая школы. Школа снизила свою воспитательную роль, ибо воспитание - это приобщение к производительной, общественной и культурной деятельности. Кроме того, школа теряет свою роль и в повышении культуры общества. Грамотность еще не культура. Культура - это умение применять грамотность на практике.
 
По существу, наша школа вернулась в средневековье. Попятное движение от того периода, когда В.И. Ленин и Н.К. Крупская создавали массовое трудовое политехническое образование, началось незаметно. Во всех советских школах висел лозунг: "Учиться, учиться и учиться..."(В.И. Ленин). Лозунг искажал основной смысл текста его автора. Полный текст лозунга был таким: "Учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя..."рабочую интеллигенцию"8.
 
Почему произошло искажение смысла лозунга? Сейчас ответить на этот вопрос трудно. Было много причин. Конечно, сыграл свою роль такой фактор, как прежние средневековые традиции. А в сталинские годы вообще запрещалось отступать от текстов учебников, проникновение в сущность предметов и раздумья исключались. Но, на мой взгляд, главной причиной этой ситуации является то обстоятельство, что учить тому, как нужно применять знания, трудно, легче заставить пересказать текст учебника или рассказ учителя.
 
Так постепенно, шаг за шагом, школа отходила от существенных потребностей личности и общества, изменив психологию образования. Получение высшего образования стало главной целью юношества. Временной процесс достижения этой цели стал беззаботным легким времяпрепровождением. Для мальчиков он явился основным условием освобождения от службы в армии, то есть от ратного труда.
К уже приведенным отрицательным социальным последствиям следует добавить и такой факт, как поздние браки, что отрицательно сказывается на демографической ситуации в стране. Продолжительная беззаботная жизнь подавляет интерес к определенным сложностям семейной жизни и воспитанию детей.
 
Сейчас о качестве образования и отношении к труду, дисциплине труда говорят и руководители государства, и работники Министерства науки и образования. Принят ряд национальных проектов, готовятся новые документы, предусматривающие подготовку кадров для будущего инновационного народного хозяйства. Однако принимаемые меры, по-моему, недостаточны, так как не в полной мере учитывают отечественный и зарубежный опыт, достижения российской и западной науки.
 
Текущие мероприятия вообще настораживают. Работники Министерства науки и образования начали широкую кампанию по дискредитации высшего образования. Под предлогом повышения качества образования стали закрываться ВУЗы, филиалы и представительства.
 
В трудные годы переходного периода, вопреки мрачным прогнозам, высшее образование не только сохранилось, но и получило мощное развитие в количественном и качественном отношении. Появились сотни новых специальностей, предметов и курсов, значительно расширивших объем и глубину получаемых студентами знаний. Высшее образование своими структурными подразделениям (филиалы и представительства) дошло до районных центров. Жители России имеют возможность получать образование не только по заочной, но и по очной, очно-заочной форме, не выезжая за пределы области и даже района. Такого в истории России еще не было. Важно сохранить данные достижения, чтобы закрепить этот выдающийся, и по мировым меркам, успех.
 
Но вдруг возникает явление, которое я бы назвал необольшевизмом - "разрушить все, что было до нас". Нужно ли сокращать количество ВУЗов? Если исходить из мирового опыта, то обнаружится, что в Австралии, например, один ВУЗ приходится на 52 тысячи граждан, в Бельгии - на 55 тысяч, а в России - на 130,5 тысяч, включая и государственные, и частные ВУЗы. Отсюда вывод - число ВУЗов в России может быть вдвое больше нынешнего их числа2.
 
Особенно непонятны действия в отношении заочного обучения. К безусловным преимуществам заочного обучения относятся возможность профессионального роста, совмещение работы с учебой, гибкость учебного процесса, а также перспектива получения дипломов столичных вузов студентами из регионов. Для людей, нацеленных на результат, ответственных и умеющих работать самостоятельно, заочное обучение может быть весьма эффективным.
 
Это подтверждает 10-летний опыт работы Института современной экономики (ИСЭ), осуществляющего высшее профессиональное образование по 5 специальностям в области экономики, психологии, информатики по заочной форме обучения. Кроме того, в Институте успешно реализуются программы переподготовки и повышения квалификации специалистов по названным направлениям и довузовская подготовка учащихся 10-11 классов.
 
Учебный процесс в ИСЭ характеризуется высоким уровнем применения информационных технологий. Так, перед началом учебного года студентам выдаются компакт-диски, содержащие необходимые учебные материалы и пособия по всем дисциплинам, которые предстоит изучить в наступающем учебном году. Для каждого студента на сайте Института открывается "личный кабинет" с доступом к постоянно обновляющейся информации о ходе учебного процесса. В помещении Института функционирует "Интернет-зал" для быстрого доступа студентов в Интернет.
 
С началом кризиса были внесены изменения в учебные курсы, пересмотрена тематика курсовых, дипломных работ и аспирантских исследований. С целью помощи облегченной адаптации в кризисной ситуации студентам-москвичам предоставили возможность бесплатно получить вторую специальность - "Прикладная информатика в экономике".
 
Наши заочники обычно совмещают работу с учебой, лишь 10-15% поступают в ИСЭ сразу после школы. По опыту прошлых лет могу сказать, что учащиеся, занятые только учебой, к концу обучения достаточно сильно отличаются по уровню подготовки от работающих студентов, причём не в лучшую сторону. Они не успевают "войти" в профессию, не знают её практических проблем. А работающие студенты уже находятся на определенном профессиональном уровне, и высшее образование для них - прямой путь к карьерному росту. Кроме того, их дипломные работы обычно имеют прикладное значение - они ориентированы на решение конкретных задач в реальных секторах экономики, поскольку тематику дипломов зачастую определяют руководители предприятий и фирм, на которых работают дипломники. Поэтому свыше 40% дипломных работ наших выпускников рекомендовано к внедрению или находится на стадии внедрения. Мы получаем немало писем с благодарностями руководителей компаний, и это - самая высокая оценка качества нашего образования.
 
В условиях кризиса важно развивать и повышать роль заочного образования, которое немыслимо без учебно-консультационных пунктов, роль которых выполняли Представительства ВУЗов. Неожиданно в конце 2008 начале 2009 гг. были приняты законодательные акты, запрещающие ВУЗам проводить консультации и текущую аттестацию на основе материальной базы представительств. Принятые решения практически сворачивают заочное обучение в России - Родине заочного (дистанционного) образования. В то же время в России широко развиваются различные представительства, пункты, центры англо-американских институтов, дающих (с академической поддержкой) ускоренное курсовое, высшее образование и даже степени наук. Зарубежные представительства, таким образом, как бы получают государственную поддержку Правительства РФ в ущерб отечественным.
 
Не имею права скрывать того факта, что в большинстве своем заочники испытывают шок, так как они не имеют возможности приезжать на сессии в головной ВУЗ в связи с дороговизной проезда и гостиниц. Вызывает недоумение и даже возмущение по сложившейся ситуации. Некоторые плачут...
Недопустимо административными мерами сокращать как очное, так и заочное образование. Тем более, невозможно таким путем повысить качество обучения и повернуть внимание молодежи к начальному и среднему профессиональному образованию.
 
В данной критической для России ситуации возможен только один путь - ввести для всех обязательное школьное профессиональное образование. Профессиональную подготовку нужно начинать в школе и как можно раньше. Нельзя пропускать самый продуктивный период развития личности, каким являются школьные годы.
 
В отечественной и зарубежной психологии накоплен богатый опыт исследования развития личности школьников. Особое место в ряду данных исследований занимает изучение особенностей развития личности подростков и детей юношеского возраста (И Кон, Д.И. Фельдштейн, В.С, Мухина, О.В. Хухлаева, Н.С. Лейтес, А. Бандура, К. Леонгард и др.). И это не случайно, так как именно этот возраст рассматривается учеными как наиболее сенситивный (чувствительный) к активным методам психолого-педагогического воздействия, направленным на социализацию.
 
Ученики омского математика, кандидата физико-математических наук, Штерна Александра Савельевича регулярно побеждают на престижных международных олимпиадах. Летом 2007 года 16-летний Костя Матвеев стал абсолютным победителем международной олимпиады в Ханое. Откуда такие высокие результаты у омского педагога? Сам он говорит, что определенные способности появляются у школьников с 5-6 класса. Именно с этого времени он занимается со своими воспитанниками7.
 
Но способности могут быть и не реализованы без их раннего развития в упорном труде. В восьмом номере журнала "Обучение и карьера" приводится рассказ директора Центра практической психологии Сергея Ключникова: "В свое время в США было проведено любопытное исследование. Психологи изучили жизнь нескольких сотен людей, которые добились высоких результатов в искусстве, спорте, политике, бизнесе, и выяснили, что все они, во-первых, очень рано определились с тем, чего они в жизни хотят, а во-вторых, с детства использовали один и тот же прием: формировали в сознании свою мечту и в деталях представляли ее реализацию, причем не только моменты триумфа, но и рутину, трудности, поражения"9.
 
Еще более любопытные выводы сделали ученые, исследовав процессы мышления у шахматных гроссмейстеров, данные которых помогли понять, каким образом люди становятся компетентными специалистами и в других областях. Вот эти выводы:
  1. Профессиональные навыки формируются с самого детства, развиваясь "линейно и непрерывно до 35 лет".
  2. Многие педагоги, воспитатели путают способности и раннее развитие. Уверенность в необходимости врожденного таланта, сильно распространенная среди самих специалистов и их учителей, практически не подкреплена никакими фактами.
  3. Мастерами не рождаются, а становятся. Для овладения любой областью профессиональных знаний требуется 10 лет.
  4. Низкая успеваемость учеников объясняется слабой мотивацией детей.
Венгерский педагог Ласло Полгар провел любопытный эксперимент, продемонстрировавший возможность намеренного воспитания таланта. Он обучал трех своих дочерей игре в шахматы, ежедневно занимаясь с ними по шесть часов. В результате одна из них стала мастером международного уровня, а две других -гроссмейстерами. За всю историю шахмат в одной семье еще не рождалось столько шахматистов подобного уровня. Младшая из сестер Полгар, 30-летняя Юдит, сегодня занимает 14-ю строчку в мировом рейтинге. Двумя столетиями ранее подобный эксперимент осуществил отец Моцарта13.
 
Итак, профессиональное образование и профессиональный труд необходимо начинать как можно раньше. С 12 лет нужно готовить математиков, физиков, химиков, поваров, плотников и всех других специалистов. Страна получит массу квалифицированных кадров. При этих условиях ВУЗы получат пополнение студентов с осознанным выбором специальности, способных в более короткие сроки освоить высшее профессиональное образование. Но главный выигрыш будет в том, что ВУЗы сумеют придать учебному процессу исследовательский характер. Только в этой ситуации болонская модель высшего образования в России принесет пользу.
 
Таким образом, переход к всеобщему последовательному (непрерывному) профессиональному образованию создаст условия для выявления и развития талантов во всех отраслях науки, техники, производства, искусства в массовом масштабе, и Россия выйдет в лидеры по качеству школьного и вузовского образования.
 
Вышесказанное подразумевает создание новой единой системы обязательного среднего профессионального образования, которая позволила бы поэтапно готовить специалистов всех направлений науки и производства. Получая постепенно начальное, среднее профессиональное образование, молодые люди получат возможность решать, когда начинать самостоятельную трудовую деятельность и в какой форме (очной или заочной) продолжать образование.
 
Соотношение среднего и высшего профессионального образования естественно отрегулируется без административного вмешательства. Образование станет решающим фактором трудового профессионального воспитания.
 
Мои предложения сводятся к следующему:
Преобразовать среднее полное образование во всеобщее среднее профессиональное образование.
Принять новый Закон "Об образовании" РФ, отразив в нем обязанность каждого молодого человека получить среднее общее и профессиональное образование, а также законодательно утвердить обязательство государства по обеспечению бесплатного среднего и профессионального образования молодежи до 20-летнего возраста.
 
Примечания
 
  1. Брагина А.А., Ширяева Н.И., Турлакова С.У., Ширяев В.И. О некоторых вопросах подготовки кадров в высшей школе в целях повышения конкурентоспособности // I Международная научно-практическая конференция "Инновационное развитие российской экономики": Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2008.
  2. Давыдов Ю. Сколько вузов и студентов нужно России? // Вузовский вестник. 2008. Декабрь № 4.
  3. Заякина О. Высшее образование как социальная ценность // Вестник Уральского университета экономики, управления и права. 2008 Декабрь. № 4.
  4. Ивойлова И., Дубичева к., Агранович М. и др. Фальшивка на сто баллов// Российская газета. 2009. 24 июля. 11136.
  5. Ивойлова И. Заваленный ЕГЭ // Российская газета. 2009 28 июля. № 137.
  6. Ильинский И.М. Образовательная революция. Изд-во Московской гомунитарно-социальной академии М. 2002. стр.173.
  7. Калиновский И. Школа Штерна // Российская газета. 2007. - 18 сентября. - № 206.
  8. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии //Ленин В. И. Поли. собр. соч. — 1967. -Т. 4. С. 269.
  9. Макеева М. Формула успеха // Обучение и карьера — 2007.-- август. - №8.
  10. Милкус А. Столичные ВУЗы захлебнулись абитуриентами // Комсомольская правда. — 29 июля.
  11. Павлова Е. Училища шаговой доступности // Российская газета. - 2007. - 19 сентября. - № 213.
  12. Розина Н. Бакалавр не динамит // Вузовский вестник. - 2007. - сентябрь. - №17.
  13. Росс ф. Как воспитывать гения // В мире науки. 2006. Ноябрь. № 11.
  14. Рыквина В., Бабицкая В. Смена ВУЗовского режима // Русский Newsweek. - 2007. - 29 июня. -№ 135 (159).
  15. Эльконин Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. М., 2008. - №2.

Похожие статьи:

Общие публикацииУзкая специализация в школах

НовостиПроблемы современного образования

Общие публикацииВ Украине дети поняли, что нужно делать рядом с учебными заведениями

НовостиВарианты образовательных траекторий

Общие публикацииКурсы дизайна



Рассказать друзьям:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4806 просмотров
Комментарии Вконтакте







Нет комментариев. Ваш будет первым!



Услуги сантехника и электрика. круглосуточно
elektrik-almaty.kz